РАССМОТРЕНО
на заседании тренерского совета
МУ ДО «Тереньгульская ДЮСШ им.Г.В.Бакушева»
МО «Тереньгульский район»
Протокол № 3 от 23. 11. 2022 г.
|
УТВЕРЖДАЮ
Директор МУ ДО
«Тереньгульская ДЮСШ им.Г.В.Бакушева»
___________ В.Е.Кочкалев
Приказ № 38/о
от «23»_11_2023 г.
|
Положение о наставничестве в МУ ДО
«Тереньгульская ДЮСШ им.Г.В.Бакушева» МО «Тереньгульский район».
1. Общие положения.
1.1. Наставничество в ДЮСШ - разновидность индивидуальной воспитательной работы с педагогами, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях или со специалистами, назначенными на должность, по которой они не имеют опыта работы.
Наставник - опытный педагог, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания.
Молодой специалист - начинающий педагог, как правило, овладевший знаниями основ педагогики по программе профессионального средне – специального образовательного учреждения или ВУЗа, проявивший желание и склонность к дальнейшему совершенствованию своих навыков и умений. Он повышает свою квалификацию под непосредственным руководством наставника по согласованному плану профессионального становления.
1.2. Наставничество в ДЮСШ предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного педагога по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности. Оно призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать имеющиеся у молодого специалиста знания в области предметной специализации и методики преподавания.
1.3. Правовой основой института наставничества являются настоящее Положение, другие нормативные акты Министерства образования и науки Ульяновской области, регламентирующие вопросы профессиональной подготовки учителей и специалистов образовательных учреждений.
2. Цели и задачи наставничества.
2.1. Целью наставничества в ДЮСШ является оказание помощи молодым педагогам в их профессиональном становлении, а также формирование кадрового ядра.
2.2. Основными задачами наставничества являются:
- привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление педагогов в образовательном учреждении;
- ускорение процесса профессионального становления педагога и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
- адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива ДЮСШ и правил поведения в образовательном учреждении, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей педагога.
3. Организационные основы наставничества.
3.1.Наставничество организуется на основании приказа директора ДЮСШ.
3.2. Руководство деятельностью наставников осуществляет руководитель ДЮСШ.
3.3. Руководитель подбирает наставника из наиболее подготовленных педагогов, обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении, имеющих опыт воспитательной и методической работы, стабильные показатели в работе, богатый жизненный опыт, способность и готовность делиться профессиональным опытом, системное представление о педагогической деятельности и работе ДЮСШ, предпочтительно стаж педагогической деятельности не менее пяти лет, в том числе не менее двух лет по данной направленности.
Наставник должен обладать способностями к воспитательной работе и может иметь одновременно не более двух подшефных.
3.4. Кандидатуры наставников рассматриваются на заседаниях тренерского совета, согласовываются с директором ДЮСШ и утверждаются на заседании тренерского совета.
3.5 Назначение наставника производится при обоюдном согласии предполагаемого наставника и молодого специалиста, за которым он будет закреплен приказом директора ДЮСШ с указанием срока наставничества. Как правило, наставник прикрепляется к молодому специалисту на срок не менее одного года.
3.6. Наставничество устанавливается над следующими категориями сотрудников ДЮСШ:
- впервые принятыми педагогами (специалистами), не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях;
- выпускниками очных высших и средних специальных учебных заведений, прибывшими в образовательное учреждение по распределению;
- выпускниками непедагогических профессиональных образовательных учреждений, завершивших очное, заочное или вечернее обучение и не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях;
- педагогами, переведенными на другую работу, если выполнение ими служебных обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и овладения новыми практическими навыками;
3.7. Замена наставника производится приказом директора ДЮСШ в случаях:
- увольнения наставника;
- перевода на другую работу подшефного или наставника;
- привлечения наставника к дисциплинарной ответственности;
- психологической несовместимости наставника и подшефного.
3.8. Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение целей и задач молодым педагогом в период наставничества. Оценка производится на промежуточном и итоговом контроле.
3.9. За успешную многолетнюю работу наставник отмечается директором ДЮСШ по действующей системе поощрения вплоть до представления к почетным званиям.
3.10. По инициативе наставников они могут создавать орган общественного самоуправления - Совет наставников.
4.Обязанности наставника:
- знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности;
- разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;
- изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу ДЮСШ, обучающимися и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения;
- знакомить молодого специалиста с ДЮСШ, с расположением учебных кабинетов, служебных и бытовых помещений;
- вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к педагогу, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);
- проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий; разрабатывать совместно с молодым специалистом План профессионального становления; давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь;
- оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
- личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в ДЮСШ, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
- участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия; вести дневник работы наставника и периодически докладывать руководителю о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда;
- подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.
5. Права наставника:
- с согласия руководителя подключать для дополнительного обучения молодого специалиста других сотрудников ДЮСШ;
- требовать рабочие отчеты у молодого специалиста как в устной, так и в письменной форме.
6. Обязанности молодого специалиста.
6.1. Кандидатура молодого специалиста для закрепления наставника рассматривается на заседании тренерского совета с указанием срока наставничества и будущей специализации и утверждается приказом директора ДЮСШ.
6.2. В период наставничества молодой специалист обязан:
- изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности ДЮСШ и функциональные обязанности по занимаемой должности;
- выполнять план профессионального становления в установленные сроки;
- постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;
- учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;
- совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;
- периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем методического объединения.
7. Права молодого специалиста.
Молодой специалист имеет право:
- вносить на рассмотрение администрации ДЮСШ предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством;
- защищать профессиональную честь и достоинство;
- знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;
- повышать квалификацию удобным для себя способом.
8. Руководство работой наставника.
8.1. Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на руководителя.
8.2. Руководитель методического объединения обязан:
- представить назначенного молодого специалиста педагогам ДЮСШ, объявить приказ о закреплении за ним наставника;
- создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста с закрепленным за ним наставником;
- посетить отдельные занятия и внеклассные мероприятия по предмету, проводимые наставником и молодым специалистом;
- организовать обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной воспитательной работы, основам педагогики и психологии, оказывать им методическую и практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами;
- изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации наставничества в образовательном учреждении;
- определить меры поощрения наставников.
8.3. Непосредственную ответственность за работу наставников с молодыми специалистами несут руководители методических объединений.
Руководитель обязан:
- рассмотреть на заседании тренерского совета индивидуальный план работы наставника;
- провести инструктаж наставников и молодых специалистов;
- обеспечить возможность осуществления наставником своих обязанностей в соответствии с настоящим Положением;
- осуществлять систематический контроль работы наставника;
- заслушать и утвердить на заседании тренерского совета отчеты молодого специалиста и наставника и представить их директору.
9. Документы, регламентирующие наставничество.
9.1. К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:
- настоящее Положение;
- приказ директора об организации наставничества;
- план работы тренерского совета;
- протоколы заседаний тренерского совета, на которых рассматривались вопросы наставничества;
- методические рекомендации и обзоры по передовому опыту проведения работы по наставничеству.
|